Возвращаясь к истокам Ереси и расколы в христианской церкви (часть 1)


Тема нашей беседы Ереси и расколы в христианской церкви. А говорить мы сегодня будем об экуменическом движении. 

В гостях нашей студии:

- Роман Черников - протоиерей, настоятель храма "Святой Блаженной Матроны Московской" пос. Шкотово.

- Елисей Елисеев - протоиерей, член общественной палаты Приморского края.

- Геннадий Новик - пастырь церкви «Скала».

- Евгений Цой - пастырь церкви «Новая надежда».

Экуменическое движение это хорошо или плохо для церкви Христовой? Какова история этого движения?

Экумени́ческое движение — движение за сближение и объединение различных христианских церквей (конфессий),Изначально идея экуменизма базировалась в среде протестантов на теории ветвей, суть которой заключается в том, что христианские конфессии являются единой Христовой Церковью, несмотря на различие в догматах. Поскольку все верят в одного Христа, то имеют общие таинства: крещение, евхаристию, священство, которые, по мнению основателей экуменизма, не повторяются, а взаимно признаются разными ветвями. Поэтому будет великая польза если ветви начнут процесс сближения через совместные молитвы и евхаристическое общение, взаимно обогащая друг друга.Идеи экуменизма в православии были заложены ещё на Ферраро-Флорентийском соборе в 1438—1445 годах. Русская церковь первой среди православных поместных церквей осудила унию и идеи экуменизма не были распространены (патриарх Ермоген, Московский собор 1620 года)[13], но в среде духовенства под греческими патриархами идея принадлежности православных и католиков (временно прервавших общение) к единой Церкви была широко распространена[14] Когда в Европе начала осуществляться Реформация, то идея о том, что все христиане составляют некое духовное единство и имеют единые таинства, получила распространение не только в отношении православных и католиков, но и протестантов.НаАрхиерейском соборе РПЦ под председательством Патриарха Алексия II в 2000 году были приняты «Основные принципы отношения к инославию», в которых сказано, что:

Православная церковь не может принять тезис о том, что, несмотря на исторические разделения, принципиальное, глубинное единство христиан якобы нарушено не было и что Церковь должна пониматься совпадающей со всем „христианским миром“, что христианское единство якобы существует поверх деноминационных барьеров» (II. 4), «совершенно неприемлема и связанная с вышеизложенной концепцией так называемая „теория ветвей“, утверждающая нормальность и даже провиденциальность существования христианства в виде отдельных „ветвей“» (II. 5), «Православная церковь не может признавать „равенство деноминаций“. Отпавшие от Церкви не могут быть воссоединены с ней в том состоянии, в каком находятся ныне, имеющиеся догматические расхождения должны быть преодолены, а не просто обойдены».

Однако, засвидетельствовав таким образом несогласие с протестантской «теорией ветвей», «Основные принципы» подчеркнули позитивную цель экуменического движения и осудили враждебное отношение к его задаче:

Важнейшей целью отношений Православной Церкви с инославием является восстановление богозаповеданного единства христиан (Ин. 17, 21), которое входит в Божественный замысел и принадлежит к самой сути христианства. Это задача первостепенной важности для Православной Церкви на всех уровнях её бытия.

Безразличие по отношению к этой задаче или отвержение её является грехом против заповеди Божией о единстве. По словам святителя Василия Великого, «искренно и истинно работающим для Господа надо о том единственно прилагать старание, чтобы привести опять к единству Церкви, так многочастно между собой разделенные.

При этом отношение РПЦ к экуменическому движению (как отмечено в специальном приложении) формулируется следующим образом: «важнейшая цель православного участия в экуменическом движении всегда состояла и должна состоять в будущем в том, чтобы нести свидетельство о вероучении и кафолическом предании Церкви, и в первую очередь истину о единстве Церкви, как оно осуществляется в жизни Поместных православных церквей»Декрет об экуменизме UnitatisRedintegratio подчеркивает особую близость к католичеству православных церквей, которые признаются истинными поместными Церквями с действительными таинствами и священством. Поэтому Католическая церковь разрешает своей пастве прибегать к таинствам в православных церквях, если у них нет возможности сделать это в католической общине. Также и православные, при отсутствии возможности прибегнуть к таинствах в православных общинах, допускаются к ним в католических церквях.Более отдаленными от католичества признаются протестантские деноминации. Протестантам, при определенных условиях, также разрешается прибегать к таинствам в католических общинах, если они исповедуют правильное с точки зрения католицизма их понимание.

Почему в Христианском мире нет единства. Но просматривается нетерпимость, а порой и неприкрытая ненависть. Если Христиане Ученики Христа, то почему они соперничают друг с другом?Библия очень много говорит о единстве Церкви, не является ли следствием разобщённости Христиан всё то зло и неверие в современном мире?

Иоан.17:20 Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, 21 да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня.
Иоан.17:22 И славу, которую ТыдалМне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино.
13.34 Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга.
13.35 По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.
Иоан.14; 15Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди.
24 Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца.


  1. Спаси Господи.. я в теме и конечно же ЭКУМЕНИЗМ для православных не приемлем!!!
    Упаси нас ГОСПОДЬ !!
    словечки то.... компромисс любви..
    . нельзя идти на компромисс.
    ИСТИНА ОДНА И С НЕЧЕСТИВЫМИ ОНЕЧЕСТИВИМСЯ!
    ПРАВИЛА 7 ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ запрещают совместное богослужение!!
    ===========
    ХРАНИ ГОСПОДЬ участников этой беседы.
    Роман Черников - протоиерей, настоятель храма "Святой Блаженной Матроны Московской" пос. Шкотово.

    - Елисей Елисеев - протоиерей, член общественной палаты Приморского края.
  2. Прот. Роман15 май 2016, 17:20
    Не нравится +2 Нравится
    Ирина, благодарю за Ваш комментарий. Во первых это первая половина передачи, продолжение на следующих выходных. Во вторых регламент не прописан ведь это не конференция и тон задает ведущий. И в третьих действительно наверное лучше за круглым столом, но это в будущем. Очень рад, что люди смотрят и пишут отзывы!!!
  3. Ира14 май 2016, 12:51
    Не нравится 0 Нравится
    Очень интересная тема и актуальная для сегодняшнего дня. К сожалению ответа на вопрос ведущего программы:"Экуменическое движение, это хорошо или плохо для христианской церкви?", я не услышала. Равноправного участия в беседе всех,не получилось. Тон задавали православные священники, вероятно им не сказали, что они не одни, время ограничено и существует регламент выступления. А если бы все сидели на отдельных стульях, да и за большим круглым столом,как принято при организации деловых бесед, то, явно, чувствовали бы себя свободнее. Спасибо!
Наши контакты
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Популярные новости
Подпишись на новости
Наверх