Синхрон: Семён Сергиенко (труженик тыла). Председатель опешил, зашёл на сцену и сказал, граждане, вот такое дело Германия напала на Советский Союз, началась война. Зал замер сначала, а потом страшный вой. Жутко.
С: Так войну встретили жители села Назаровка Михайловской области, что расположилось на юге Западной Сибири. Здесь о нападении фашистских захватчиков узнали только вечером. Тогда 13-летнему Семёну пришлось надолго забыть о привычной подростковой жизни.
Синхрон: Семён Сергиенко (труженик тыла). Попали в такое время, и свалилась на нас вся тяжесть колхозной жизни. Уезжаем на лето – там и живём постоянно, и домой не отпускают.
С: Как говорит Семён Степанович, в селе тогда остались только дети да старики. Все они трудились не покладая рук для того, чтобы обеспечивать советских солдат всем необходимым.
Технику с местной машинно-тракторной станцией угнали на фронт. В распоряжении сельчан оставалась пара тракторов, но они едва справлялись. Изношенные машины постоянно ломались.
Синхрон: Семён Сергиенко (труженик тыла). Вот представьте, проколол пятку. Ходили босиком по траве, по стерне. Идёшь с плугом, он землю отваливает, идёшь по земле вроде. И засорилась ранка. Под кожей образовался нарыв, а шкура на пятке толстая, не может прорваться, раздуло пятку невозможно притронуться. Так я, значит, за плугом на эту ногу наступаю полностью, а на другой – на пальчики.
С:Опускать руки было не в духе времени. Эту войну ждали и знали, что только вместе смогут победить. И пока браться Семёна воевали на Западе, он трудился дома. При этом Семён успевал отлично учиться. Он много и с удовольствием занимался. Наверное, именно поэтому вся дальнейшая жизнь Семёна Степановича оказалась связанна со школой.
Победу он встретил в районном центре, где продолжал обучение после семилетки.
Синхрон: Семён Сергиенко (труженик тыла). 9 мая, рано-рано утром, на рассвете, я жил на квартире рядом со школой. Койки не было у меня, спал на полу. Проснулся оттого, что в квартире громкий плачь. Взрослые люди оба – хозяин и хозяйка плачут в голос. Ничего понять не могу. Смотрю на них: «Что случилось?», а они плачут. А потом уже хозяин сказал, что война кончилась. Тут и я заплакал.
С: Радость победы омрачали только потери – с фронта не вернулся один из братьев Семёна Степановича.
Синхрон: Семён Сергиенко (труженик тыла). На калининском направлении где-то погиб. Неизвестно где и как. Пропал без вести. И даже не знаем, где похоронен. Да нигде он не похоронен! Все они в болоте в этом погибли.
С:Как говорит Семён Степанович, выстоять помогло терпение, понимание, что иначе просто нельзя. Тогда патриотизм воспитывался на примерах.
Таким и Семён Степанович стал для своих учеников. Всю свою жизнь он посвятил преподавательской деятельности. Не раз назначался директором в разных школах, хотя сам на высокие посты не стремился. Он горел работой и это пламя отдавал своим ученикам.
Синхрон: Семён Сергиенко (труженик тыла). Учителя Иркутской области приезжали смотреть, как оборудован кабинет у меня. Девочка сейчас одна в своих воспоминаниях рассказывает: «Ой, придёшь к Вам в кабинет, а там все так интересно! Кнопочку нажал, а кнопка в хлебнице на столе, экран опустился, ещё что-то включили – шторы закрылись, а потом щёлкнул выключатель и включилось кино».
С: На Дальний Восток Семён Степанович вместе с женой уехали вслед за детьми.
Поселились в Заводском. Вскоре его позвали в 10 школу, где онипроработал до пенсии.
Семён Степанович преподавал историю и руководил школьным музеем.
Синхрон: Семён Сергиенко (труженик тыла). Дети приходили ко мне, помогали оформление делать, работать с ветеранами. Экскурсии я их учил проводить в музее. Приходят какие-нибудь малыши. А мои активисты им рассказывают и показывают. И пошло дело хорошо. Наш музей стал лучшим в городе, потом и в крае нас узнали.
С:Жажду знаний и любовь к Родине Семён Степанович пронёс через всю свою жизнь. Он до сих пор встречается с ребятами, пишет методические рекомендации педагогам.
Синхрон: Семён Сергиенко (труженик тыла). Помогаю школам, должен сказать. Методические советы рекомендации. Я печатаю и раздаю. С учителями встречаемся. Гимназисты, если ходят в походы, привозят богатый материал, делятся со мною.
С:Правда, признается, Семён Степанович, иногда становится досадно, что чувство патриотизма в молодёжи перебарывает нигилизм. Но это он собирается доработать.