Текст: Дочь солдата Великой Отечественной Николая Евтухова Нина Яблонская связалась с артемовским телевидением по Интернету. Живет она еще с советских времен в Украине. А в Артеме осталась её старшая сестра Раиса. К ней-то мы и отправились, чтобы побольше узнать о героическом прошлом их отца.
Лайф: -Если бы не эти события у нас здесь в Украине, то, что гибнет народ, я хочу сказать честно, от фашистской этой нечисти, тем более, вспоминаешь отца.
Текст: Сегодня родителей уже нет, но все поколения семьи знают об их воинском и трудовом подвиге. Хранят семейный архив, который бережно собирала мама – Евгения Яковлевна. Большая часть этих реликвий теперь у старшей из сестер Раисы. У неё хранятся и военные фотографии отца.
Синхрон: Раиса Чаплай, дочь Николая Евтухова
- Вот, это второй брат, Василий Гаврилович, это двоюродный брат, Сергей Михайлович Малюшкин и мой отец, Николай Гаврилович.
Текст: Так сложилось, что трое братьев не только призывались в армию, еще до начала войны, практически в одно время, но и всю войну потом прошли плечом к плечу.
Синхрон: - Они прошли Польшу, Венгрию, Румынию, Австрию.
Текст: А на советской территории братья несли службу на Севере, есть у Николая Евтухова награда за бои в Заполярье. Были и на Ладоге, близ блокадного Ленинграда, и случалось воинам помогать голодающим блокадникам.
Синхрон: - Рыжая лошадь – они как-то наладили её, она пошла по озеру, ну, зимой же это было, говорят, продукты её нагрузили и – к Ленинграду. И так несколько раз она успела сходить, а потом немцы, видимо, уже поняли. И, отец, говорил, расстреляли лошадь.
Текст: Всю жизнь потом уже, после войны, он стремился в Ленинград. И вот, однажды, поднакопив денег, поехал поклониться могилам тех своих сослуживцев, кто пал под Ленинградом.
Синхрон: - Говорит: «Я постоял на могилах, возложил цветы». То есть, он душу свою, как бы, облегчил – что он был в этих памятных ему местах.
Текст: А вот в Европу съездить не пришлось. Но младшая дочь Нина стала работать в туристическом бюро, возила группы в европейские страны, бывала и там, где воевал отец. И Николай Гаврилович строго наказывал ей, чтобы она обязательно выбирала время на посещение могил советских солдат. Она и ходила, и цветы покупала, чем удивляла туристов.
Синхрон: - Ты что тратишь эти деньги (тогда же мало денег меняли) на какие-то цветы, на могилы? А она отвечала: «Так, пока я волю отца не исполню, никаких разговоров просто не может быть».
Текст: Время после войны. Каким оно было для тех, кто сражался и победил? О чем они говорили в праздник Победы?
Синхрон: Раиса
- Только о войне. В те дни музыка звучала военных лет, Шульженко они очень любили. Всегда плакали, конечно.
Лайф: Нина. - Сейчас на Украине не приветствуется Георгиевская ленточка. Называют «колорадами» и все остальное, хотя мы все прекрасно знаем, что это символизирует. И очень, очень страшно, что люди вот так стали относиться к этой дате. Что историю начинают переворачивать, переврали уже многое.
Текст: Николай и его супруга Евгения выросли в семьях, где было по четверо детей, и сами они, поженившись, родили и вырастили четырех дочерей.
Синхрон: - В 46-ом по документам они зарегистрировались с мамой, и сразу стали строить дом, на Интернациональной -145. А потом мы в 67-ом году второй дом построили, хватило сил у него.
Текст: Вернулся с войны победителем, создал семью, построил дом. Такая вот славная судьба простого советского человека. Супруги Евтуховы прожили жизнь в любви и согласии, хотя, за многие годы всякое было.
Синхрон: Раиса
- Они друг без друга не могли. Но, честно скажу, отец, конечно, выпивал, досаждал маме. Мы тогда, раньше, дети – не понимали. Сейчас это настолько понятно, что это именно следствие войны. И ничто другое… Еще, вот, характерная черта: раньше с продуктами, особенно яблоки там, мандарины, конфеты, сложно было. Мы всегда на Новый год разделим на шесть частей. Он это оставит. А потом скажет: «Ну, ешьте!». «Папка, это же тебе!» - «Нет, это вам». Он хороший печник был, он мог определить, где будет вода, колодец чтобы рыли. Он мог грамотно сделать чертеж дома, рассчитать размеры, несмотря на четыре класса всего образования.
- Мама во время войны жила в Артеме?
- Еще девочкой, в Артеме они жили.
- Сколько её лет было?
- Шестнадцать лет. Она ходила с подружками – вставали очень рано и шли до Артемгрэсса, там надо было поля обрабатывать. И когда уже темнело, тогда они только возвращались домой, опять же, пешком. Но их часто перехватывали на дорогах – смотрели: не унесли ли что с поля? Строго было, за колоски могли 10 лет дать. Приходили домой, суп из чего там варили? Из лебеды. Очень голодное время было. Она труженик тыла, у неё документы есть, медальки юбилейные есть.
Текст: Боевые, трудовые награды, удостоверения и справки – в них вся жизнь родителей сестер Евтуховых. И эта жизнь продолжается в их благодарной памяти. В сегодняшних рассказах Раисы о родителях, об их военной юности.
Синхрон: - Даже думаешь и говоришь об этом – почему-то слезы наворачиваются. Наверное, хорошо, что мы помним. Наверное, это правильно.
- Почему вы решили сдать материалы о своих родителях в городской музей?
- А вот, наверное, потому, что сейчас это состояние войны на Украине мало кого оставляет равнодушными. А как вот, допустим, если не передать эти документы – кто будет помнить и знать?
Текст: Помнить и знать – об этом же говорит младшая из сестер Нина – она так и не отключается от нашего общения, внимательно слушает, добавляет свои суждения.
Лайф: Нина. - Просто рядовой солдат – Евтухов Николай Гаврилович. Пусть о нем память будет в музее, пусть последующие поколения – может хоть кто-то поймет, что такое война, что медали просто так не выдавали.
Текст: Фотографии: военной поры и мирного времени. Пристально глядят на нас постаревшие ветераны. И нельзя сказать, что их уже нет. Потому, что есть наша, живая, память, сохранившая их рассказы о войне. И мы говорим о том, чем завершались обычно эти рассказы во время встреч со школьниками.
Синхрон: Раиса
- Основное что было: «Если вы сейчас дружите между собой, вражды нет, тогда не будет войны и между народами».
Текст: Если бы было так на самом деле! Ведь это так просто, так понятно.