С:Лидия Смирнова родилась в Москве, там и провела своё детство и довоенную юность.
Осиротев в 7 лет, Лидия попала в детский дом, где и воспитывалась.
ЛАЙФ Детский дом был за телевидением, есть село Марфино. Это мой первый детский дом, там я до 5 класса была. А второй был под Домодедово.
С:Окончив среднюю школу, Лидия пошла на завод работать токарем, параллельно училась в вечерней школе. Война пришла, когда девушке было 17.
ЛАЙФ С вечера до утра, как по плану, вот такая была бомбёжка – нападение немецких самолётов на Москву. А потом уже, в последствие, это было без всякого их планирования – и день и ночь.
С: По словам Лидия, несмотря на атаки, жизнь в столице шла своим чередом. Она также как и прежде ходила на работу, завод продолжал функционировать. Одно лишь было примечательно – в рабочих буднях Лидия и некоторых её коллег появился необычный персонаж.
ЛАЙФ Когда война началась на заводе появился один кабинет, секретный. Ну не секретный, а такой кабинет, куда меня вызвали и спросили, как население, о чем говорят люди? Ну я говорю, о чем, обо всем, что идёт. И который меня спрашивал, говорит, увидите меня на улице – не здоровайтесь, Вы меня не знаете. Ну он вызывал раза два-три, потом всё это прекратилось, потому что ничего, особенно, видно я ему не могла сказать. Но вызывали не меня одну, просто видимо интересно было знать о чём говорит народ.
С: Уклад столичной жизни перевернулся после объявления эвакуации – 15, 16 и 17 октября творился невообразимый хаос, названый позднее московских переполохом.
Завод , где работала Лидия готовился к переброске в Ташкент. Рассудив, что в тех краях и вещи тёплые не нужны, Лидия поехала со всеми. Уже по пути состав застала телеграмма из наркомата с требованием повернуть на Челябинск.
ЛАЙФ «Сорок градусов, когда разгружали, руки к станкам примерзали. А когда работали – эмульсия замерзала».
С: Тогда завод для Лидии, как и для многих её коллег – подростков, стал домом.
Помимо работы, Лидия стала посещать курсы медсестёр. Получила звание – сержант медицинской службы. Но на фронт отправилась рядовой.
ЛАЙФ«Наша часть формировалась в Красногорске, под Москвой. А потом Ржев, Великий Новгород, Ленинград. Вот, когда блокада кончилась бы были под Ленинградом. Вот именно в то время, понимаете. Холод, снег, а под ним трупы. Эти трупы оттуда убирали, увозили».
С: Лидия вместе с отрядом прошла весь Запад.
ЛАЙФ «В Ленинграде мы думали, что нашу часть отправят в Кёнигсберг…
..были в Румынии, Венгрии, Чехословакии. Кругом мы были».
С: Тяготы, с которыми сталкивались девушки на фронте, заслуживают отдельного рассказа. При этом, женских заслуг в армии старались не замечать.
Но Лидия не искала наград – лишь бы скорее кончилась война.
Сейчас, ветерану больней всего смотреть репортажи из некогда дружественной республики.
ЛАЙФ «Я не могу смотреть. Это война, ещё хуже и обидно..
..и там такое творится».
С: Через пару месяцев Лидия вновь наденет свой парадный красный пиджак и вспомнить события далёких 40-х.
ЛАЙФ Разве можно это забыть? Никогда не забудешь.