В Приморском крае продолжается работа по созданию Генерального плана Владивостокской агломерации, куда вошли Владивостокский и Артёмовский городские округа, Надеждинский и Шкотовский муниципальные районы.
Уже принят генплан Артёма, прошли публичные слушания в Надеждинском и Шкотовском районе. На очереди – Владивосток. Проект документа разработан специалистами омского института «Град».
О том, как готовился новый генплан Владивостока рассказала главный архитектор ООО «ИТП «Град», куратор проекта по внесению изменений в документы территориального планирования и градостроительного зонирование муниципальных образований Приморского края, вошедших во Владивостокскую агломерацию Ирина Стуканёва.
– Скептически настроенные горожане считают, что иногородние специалисты не знают особенностей города, а значит, априори не могут сделать грамотный генеральный план. Как долго вам пришлось погружаться в специфику Владивостока?
– Недоверие к иногородним «чужим» – это нормально. Но согласитесь, что порой бывает полезен взгляд «со-стороны». Видимо уже настал «тот» момент.
Мы живем во времена великой глобализации, цифровых технологий. А законодательство у нас одно на всю Россию. Градостроительный кодекс и Земельный еще никто не отменил и не заменил. И требования к проектировщикам у законодательства одно – строго ему следовать. Сказать, что мы все уже знаем о Владивостоке, было бы неправдой. Мы продолжаем и продолжаем его изучать. Город сложный, но очень красивый.
– Пользовались ли специалисты «Града» помощью приморских коллег?
– В нашем процессе проектирования невозможно без такого сотрудничества. Тогда ничего не получится, обязательно надо сотрудничать, дружить, обмениваться мнениями, принимать советы и замечания. Кто-то из коллег идет на встречу, кто-то нет. И это тоже нормально.
Самые лучшие коллеги – это горожане. Мы приступили к проекту и сразу начали организовывать встречи с городскими сообществами, простыми жителями, с теми, кому хотелось поговорить о развитии города, его проблемах. Создали сайт и вот уже почти год не останавливаем работу, продолжаем получать письма, вопросы, предложения.
– Во время вашего общения с обычными горожанами – о чём они говорили, что предлагали, какие мнения высказывали?
– Очень много было озвучено проблем, но и много высказано предложений. На первых встречах мы прорабатывали видение миссии Владивостока. В чем она? Ведь это сложнейшая задача. В чем будущее города? Туризм? Оборона и военно-промышленный комплекс? А может условия для международного сотрудничества? Прежде всего – это город в котором должно быть удобно и хорошо жить его жителям – тем, у кого с этим городом общая судьба.
Много говорили о зеленых зонах, о перегруженности транспортом, об отсутствии парковочных пространств, о точечной застройке, уродующей Владивосток. Прокладывали маршруты пешеходного и велосипедного движения, отмечали кварталы, где надо ограничить движение транспорта или вовсе запретить.
– Представители «Града» работали с целевыми группами, например, с застройщиками, представителями туристического бизнеса, сферы транспорта?
– Направленной работы с целевыми группами у нас не было. Общение с представителями этих сфер идет, конечно. Но прежде всего все они горожане и уже потом представители бизнеса. Но есть вопросы, которые они задают, а другие нет. Например, сколько гостиниц предлагается, что этого мало и надо еще больше.
Застройщики вообще волнуются только о том, чтобы не трогали их участки, ничего не меняли в действующих градостроительных документах. Установили бы как можно пространные и общие требования в правилах землепользования и застройки. Сократили максимально или убрали бы вообще санитарно-защитные зоны и другие зоны с особыми условиями использования территорий, чтобы застройщиков ни в чем не ограничивать.
А транспортникам нужны проекты дорог, мостов, тоннелей, развязок. Транспортники всегда говорят одно и то же – больше дорог! Больше развязок и проблемы транспортные будут решены. Только дороги – это не городское понятие. В городе улицы, а с ними сложнее.
– Город – это самостоятельный субъект, со своей логикой развития. И в то же время – это сони тысяч людей, с разным видением городской среды. Насколько разными могут быть интересы города и горожан? И кто здесь главнее?
– Все верно, город – это самостоятельный субъект, причем государственного уровня если мы говорим о Владивостоке. Поэтому важнее всего интересы государственные. Прерогатива при принятии решений отдается в градостроительной иерархии Схемам территориального планирования Российской Федерации. Затем идут интересы Приморского края и потом городские, а именно горожан. Во многом интересы совпадают, но не во всем.
– Как соблюсти баланс интересов множества субъектов?
– И действительно самая сложная задача проектировщика – это соблюдение баланса интересов. Когда решение проблемы заходит в тупик мы действуем по принципу «действовать в интересах большинства». Это когда решение по прокладке дороги приведет к тому, что потребуется снос нескольких частных домов, но зато целый район с десятками тысяч жителей получит возможность хорошей транспортной доступности: быстрой доставки больного к врачу или быстрого прибытия пожарной машины, тогда принимается решение о сносе.
– Есть жалобы со стороны представителей бизнес-сообщества, касающиеся предстоящего изменения функциональных зон. Чем они вызваны? И что делать, если такое изменение негативно скажется, например, на бизнес-проекте?
– Мы уже говорили о том, что бизнесмены прежде всего жители города. Им тоже важно чтобы вокруг было и чисто, и удобно, на основании закона, но важно и спокойствие – отсутствие перемен. Но не всегда так получается, Изменение функциональных зон вызвано прежде всего целым рядом судебных решений, требующих отмены действующего генплана и устранения нарушений положений градостроительного кодекса.
Наша задача – соблюсти интересы землепользователей всех без исключения, но баланс интересов тоже обязательно соблюдать. Что делать? Надо обязательно обращаться, если только появилась такая угроза, писать заявку, письмо, в постоянно работающую Рабочую группу по генеральному плану. Все заявки рассматриваются целой командой специалистов краевой администрации, городской архитектуры.
Сейчас Генеральный план размещен на сайте администрации, опубликован на ФГИС ТП, объявлены публичные слушанья и все это именно для того, чтобы все заинтересованные лица – это застройщики, горожане, бизнесмены могли проверить, как учтены их интересы. И только после того, как закончится публичная работа и будут приняты решения по всем заявкам, наступит момент утверждения генерального плана.
– В последние годы Владивосток сильно пострадал от точечной застройки. Остро стоит проблема скверов и зелёных зон. На этой почве происходят конфликты, и глава региона дал поручение создать реестр участков, где будет запрещено любое строительство. Как это отражено в генплане?
– Действительно составлен такой реестр участков, где есть растительность и ее необходимо защитить от застройки. Мы максимально этому реестру стараемся соответствовать и в правилах землепользования и застройки на этих территориях установить зону рекреации – Р1.
Но есть такие ситуации, когда зеленые участки из реестра находятся на территории других уже оформленных земельных участках? Здесь важна гражданская ответственность, долг каждого городского жителя беречь деревья. Ведь Генеральный план все процессы строительства в городе не может зарегулировать.
Есть еще проекты планировки и межевания, проекты застройки. Важно всем субъектам строительного процесса следовать этому реестру.
– Большое видится на расстоянии. Как вам представляется Владивостокская агломерация? Какие градостроительные проблемы есть у города? Что можно предложить для их решения?
– Прежде всего хочется отметить, что численность жителей центра этой агломерации – Владивостока, растет и этот процесс будет продолжаться, а значит нужны новые территории для строительства жилья, объектов обслуживания населения, мест труда.
Задача других участников агломерации создать условия для того, чтобы город Владивосток не задохнулся, чтобы процессы развития были обеспечены и территориями, и водными и энергетическими ресурсами.
Важное значении имеет пригородная зона, возможность дачного строительства, рекреационных функций. Ни для кого не секрет, что целый ряд предприятий испытывает потребность в расширении территорий, а возможности нет. Перенос таких производств возможен в другие населенные пункты агломерации.
– Какие перспективы у Владивостокской агломерации?
– Стратегия градостроительного развития города Владивостока и входящих в состав городского округа населенных пунктов, как центра международного сотрудничества России со странами АТР, крупного морского порта, промышленного, административного, культурного, научно-образовательного, а также туристского центра Дальнего Востока определена, а развивающаяся на его основе агломерация должна обеспечивать эту возможность.
Беседовала Юлия Игнатенко, пресс-служба администрации Приморского края